Видимые планеты в декабре 2014 года

Планеты без телескопа

Под видимыми планетами обычно понимают планеты Солнечной системы, которые видны без каких-либо оптических приборов – так же, как и нашим предкам с незапамятных времен. Их – видимых планет  всего пять – в порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

Мы видим эти планеты на нашем небе, потому, что их диски отражают солнечный свет, а поскольку они находятся не слишком далеко, этот свет почти не мерцает, как свет далеких звезд. Видимые планеты обычно довольно яркие и их легко находить на небе.

Марс: вечерний и бледный

Бледный Марс и сверкающая Венера видны в декабре 2014 года сразу после захода Солнца. 24 декабря указателем для Марса является нарождающийся Месяц. Зеленая линия показывает эклиптику – орбитальную плоскость земли в проекции на небесный купол.

mars-venera-24-dekabrya
Молодой Месяц рядом Марсом 24 декабря 2014 года.
Около часа после заката Солнца

Марс виден в направлении заката Солнца с вечерних сумерек до середины вечера. В течение всего декабря 2014 года Марс будет появляться сразу, как стемнеет. Он находится сейчас по вечерам весьма низко над юго-восточным горизонтом. Спешите видеть эту красную планету сразу, как только стемнеет после заката Солнца, потому что в средних широтах Марс уходит за горизонт уже где-то к восьми часам вечера.

В это время эта красная планета Марс становится все бледнее по мере того как уходит от нас на самый удаленный м медленный участок своей орбиты. Тем не менее, он будет оставаться еще довольно ярким в течение всего декабря 2014 года – как звезда первой величины. Марс начинает месяц в созвездии Стрелец, но еще в начале декабря входит в созвездие Козерог и остается там до конца этого года.

Венера: сверкающая на закате

Венера – самая яркая из всех планет – находится рядом со сверкающим Солнцем в течение всего декабря 2014 года. Поэтому требуются большие усилия, чтобы увидеть ее на фоне заката. В начале декабря Венера заходит в средних широтах за горизонт через полчаса после Солнца, в конце месяца – уже через час с лишним.

Нужно обязательно посмотреть 22, 23 и 24 декабря как новорожденный Месяц будет на вечернем небе сначала рядом с Венерой, а потом – с Марсом. Надо найти чистый горизонт в направлении заката и взять с собой бинокль – если он у вас есть – и насладиться этим красивым зрелищем.

Меркурий: прячется в лучах Солнца

Меркурий находится ближе к Солнцу, чем любая другая планета Солнечной системы. Поэтому он всегда стоит на нашем небе рядом с Солнцем. Меркурий начинает декабрь на утреннем небе, а 8 декабря 2014 года переходит уже на вечернее небо.

Меркурий можно видеть – или все-таки нельзя – на вечернем небе в конце декабря, когда он будет заходить за горизонт через 50 минут после Солнца.

И Меркурий, и Венеру будет легче наблюдать вечером в январе 2015 года.

Юпитер, а также Ио, Европа, Ганимед и Каллисто

Яркий Юпитер находится на ночном небе с середины вечера и до рассвета в течение всего декабря. Юпитер – вторая по яркости планета после Венеры – восходит до полуночи: в 10 часов вечера в начале декабря и в 8 часов – в конце декабря. Его видно как самую яркую «звезду» в течение всей ночи, до самого рассвета.

yupiter
Убывающая Луна рядом с Юпитером 11 декабря 2014 года. Поздний вечер

Если у Вас есть бинокль, а лучше – телескоп, не потеряйте случай понаблюдать за четырьмя главными лунами  Юпитера. Их называют лунами Галилея, так как именно он их открыл в далеком 1610 году. В порядке удаления от Юпитера эти луны называют Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

«Сатурн почти не виден»

(Старики помнят, что так называлась книга и фильм «про войну» в 1960-х годах.)

После того как в ноябре Сатурн совсем пропал в солнечных лучах, он снова появился на утреннем небе в декабре 2014 года. В средних широтах Сатурн восходит за час до восхода Солнца в начале декабря, за два часа – в середине декабря и аж за три часа до восхода – в конце декабря.  Сатурн в паре с серпом стареющей Луны можно наблюдать 19 декабря.

saturn-19-dekabrya
Сатурн и убывающий Месяц на рассвете 19 декабря 2014 года

Кольца Сатурна

В бинокль знаменитые кольца Сатурна не увидишь. Для этого надо иметь хотя бы небольшой телескоп. В конце декабря кольца Сатурна наклонены на 24 градуса и показывают нам свою северную сторону. Через несколько лет – в октябре 2017 года – кольца Сатурна будут видны под максимальным углом 27 градусов. В 2025 году кольца Сатурна будут видны с Земли то, что называется «с торца». После этого мы будем видеть кольца уже с их другой – южной – стороны. Максимальные 27 градусов будут в 2032 году.

Опубликовать в Facebook